По преданию эта икона написана еще во время земной жизни Богородицы. Она – первая по времени прибытия к нам из византийских чудотворных икон.
Один из летописных источников говорит, что император византийский Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии, перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась в России как «Смоленская».
Особенно широко пo всей Руси стал распространяться иконографический тип иконы «Одигитрия Смоленская» после присоединения Смоленска к Московскому государству – с начала XVI столетия. Великий князь Московский Василий III в память освобождения Смоленска от Литвы построил в Москве Новодевичий монастырь, где находилась копия Смоленской иконы.
Преподобный Сергий Радонежский весьма чтил эту икону, и его келейной иконой был список «Одигитрии Смоленской».
Эта святая икона участвовала во всех событиях нашей истории от времен татарских нашествий, войны с литовцами и поляками вплоть до войны с Наполеоном. Отступая от Смоленска, святую икону везла с собой артиллерийская рота полковника Глухова. Сам главнокомандующий Кутузов со всем войском молил Владычицу о помощи и спасении России. Накануне Бородинского сражения икону носили по военному лагерю и служили молебны.
После войны 1812 года икона пребывала в Смоленском Успенском соборе вплоть до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что икона «пострадала от войны».
Ныне чтимые списки Смоленской иконы Божией Матери находятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе и в Московском Новодевичьем монастыре.
По характеру иконописания Смоленская икона Божией Матери – это «Одигитрия», «Путеводительница», относящаяся к самым древним образцам византийской иконописи. На ней образ Богоматери почти лишен движения: голова чуть повернута к Младенцу, правую руку Богоматерь держит перед Собой, левой поддерживает благословляющего Младенца. Голова Иисуса Христа – в фас, в левой руке Богомладенца – свиток.
Источник: Азбука веры
Комментариев нет:
Отправить комментарий