вторник, 29 ноября 2022 г.

День мостов (Мостодень).

 

Сегодня 29 ноября - День мостов (Мостодень).
День мостов, или как его еще называют мостодень, отмечают ежегодно 29 ноября. Для моста нужны двое. Два берега, левый и правый, которые никогда бы не сошлись, не перекинь кто-то между ними хоть тоненькой дощечки. Для моста нужно расстояние. Чем оно больше, тем крепче и длиннее будет мост, соединяющий берега. Для моста нужны люди - те, кто его строит и те, кто будет по нему ходить. Мостодень - это день объединения, день, когда можно протянуть руку и выстроить мост. И пускай далекий берег кажется неприступным, главное - начать строить! 

 С точки зрения рыбы, мост - штука бесполезная. Но с нашей точки зрения нет ничего интересней. Мосты бывают старые, побитые жизнью. И новые, еще недавно отстроенные. Мосты - это вечно удивленные существа, бровью выгнутые над реками. Пока идешь по его камням, а может быть даже и доскам, понимаешь, что там внизу под ногами - целая река. 

 Магия мостов - она почти как магия перекрестков. Только на перекрестке ты сам выбираешь куда идти, а мост перекидывает тебя по собственному настроению. Если он, конечно, не спит. Мосты славятся разными вещами, возможно, вам повезет, и вы найдете сегодня мурчащий мост. Или мост загадывания желаний? А может быть мост, облюбованный музами? Что они расскажут, если их разбудить? Куда перенесут? 

 История возникновения мостов:  

 Природным прототипом моста являлось дерево, упавшее с одного берега на другой. В сущности, такими же являлись и возникшие в глубокой древности примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей бревно. 

 Позже в качестве материала начали использовать камень. Первые подобные мосты стали строить в эпоху рабовладельческого общества. Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной. 

 В Средние века рост городов и бурное развитие торговли вызвало необходимость в большом количестве прочных мостов. Развитие инженерной мысли позволило строить мосты с более широкими пролетами, пологими сводами и менее широкими опорами. Самые крупные мосты того времени достигают в пролете более 70 метров. 

 У славян вместо камня используется дерево. В XII столетии в Киеве появился наплавной мост через Днепр. В то время наиболее распространенными на Руси были арочные деревянные мосты. В то же время у инков получают распространение веревочные мосты, представляющие собой простейшую форму висячих мостов. 

 В XVI и XVII веках появилась необходимость в еще более крупных мостах, которые могли бы пропускать большие корабли. В XVIII веке высота пролета мостов достигает более чем 100 метров. Нереализованным остался проект деревянного одноарочного моста через Неву длиной 298 метров, составленный Иваном Петровичем Кулибиным. 

 С конца XVIII века для строительства применяется металл. Первый металлический мост был построен в Коулбрукдейле, Великобритания на реке Северн в 1779 году. Высота его пролета составляла около 30 метров, перекрытия представляли собой чугунные арки. 

 В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, что стимулировало развитие мостостроения. Постепенно в качестве основных материалов в мостостроении утверждаются сталь и железо. Густав Эйфель в 1877 году построил арочный мост из литого железа через реку Дору в Португалии. Высота пролета этого моста составила 160 метров. 

 Длиннейшим в Европе конца XIX века был мост через Волгу в Сызрани, построенный по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского и составлявший 1 443 метра в длину. В 1900 году медали на Всемирной выставке в Париже удостоился мост через Енисей в Красноярске, построенный по проекту Лавра Дмитриевича Проскурякова. 

 В XX веке мосты стали строить также из железобетона. Этот материал выгодно отличается от стали тем, что не требует регулярной покраски. Железобетон применялся для балочных пролетных строений до 50 метров, а арочных - до 250 метров. Продолжает применяться и металл - в XX веке были построены крупные металлические мосты - балочный через реку Святого Лаврентия в Канаде, через пролив Килл-ван-Килл в США, а также мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, США. 

 Крупнейшие мосты современности, в том числе, высочайшие в мире Виадук Мийо и мост Акаси-Кайке, относятся к вантовым и подвесным. Подвесные пролетные строения позволяют перекрывать наибольшие расстояния. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий